Я иногда задаю вопрос: как будет выглядеть тот мир, для которого предназначены многочисленные правила и требования, унаследованные от авторитетных фигур? Каким должен быть мир, в котором эти установки — очень эффективны и целесообразны? И когда люди начинают размышлять и даже фантазировать над этим, получаются очень странные миры — и очень часто к нашей планете они отношения не имеют… Далее
Эти короткие заметки я делаю после сессий с клиентами, в которых родились эти мысли. Возможно, что-то будет интересно и вам.
Привычная нам логика войны с самим собой («хочу избавиться от…», «хочу побороть в себе…», «уничтожить свое…», «как искоренить…») часто игнорирует одно важную особенность нашей психики как великого инструмента адаптации организма к этому миру. А именно: что-то в нашей психике исчезает потому, что перестает быть нужным, а не потому, что было удалено.
********************** Далее
Чужое «Я» распознается по его сопротивлению. Если рядом с нами человек, который всегда во всем с нами согласен, который всегда говорит «да» — мы его совершенно естественным образом (а не по злому умыслу) видеть не будем. Потому что он — наше продолжение, тень, которая слилась с нами и поэтому ощущаться не может. Возможность увидеть рождается в момент, когда эта тень вдруг говорит: «у меня иначе». И ты можешь смотреть на этого человека или с испугом (это как если бы то, что мы считаем своей рукой, вдруг обрело свою волю), или с любопытством, если ты готов признать это чужое «Я». И в первом случае пытаешься подавить этот бунт своей руки, а во втором случае — рождаются отношения… Это касается и нашего собственного «Я» — мы невидимы и у нас нет отношений до тех пор, пока не прорежется уже наше «а у меня иначе». И в психотерапии, когда речь заходит об отношениях с другими людьми, одна из важнейших задач — научиться так, чтобы себя в этих отношениях выражать как можно яснее. Как с этим обойдется второй человек — уже другой вопрос, и он лишь в очень малой степени зависит от нас.